Антиспуфинговая-антипомеховая (помехоустойчивая) навигационная аппаратура ГЛОНАСС "СТЕНА-Е5" Изделие Стена-Е5 предназначено для защиты от спуфинговых атак и преднамеренных помех средств радиоэлектронной борьбы сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и подключения к навигационному оборудованию воздушного, наземного и морского базирования. Основные технические характеристики Принимаемый и защищаемый диапазон навигационных сигналов: 1164 - 1610 МГц Количество элементов адаптивной антенной решетки: 4 Помехоустойчивость: не менее 100 дБ Максимальное количество одновременно подавляемых помех: 3 Количество подавляемых спуфинговых атак: 7 Система охлаждения: воздушная Погрешность определения угла курса (σ): 0.4 град / cos (широты) Погрешность определения координат: 0,5 град/час Напряжение питания: + 12 В; Потребляемая мощность: 30 Вт; Рабочая температура: - 40º C до + 85º C; Масса (общая): 1600 грамм; Габаритные размеры: по ТУ
Наименее распространённая, но потенциально самая опасная угроза для глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) сегодня исходит от имитационных сигналов (спуфинга) средств РЭБ. Спуфингом называется вид информационной атаки, при которых с помощью специального устройства РЭБ, работающего на частотах спутниковой системы, аппаратуре потребителя под видом истинного сигнала посылаются ложные сигналы ГНСС, что не позволяет определить истинное местоположение объекта. В настоящее время средства РЭБ могут проводить несколько видов атак на сигналы ГНСС: помеховую, спуфинговую и комбинированную (помеховая-jamming и спуфинговая-spoofing). Помеховые атаки на навигационную аппаратуру пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, морских судов является примитивным типом атаки и показали низкую боевую эффективность. Текущие спуфинговые атаки новейшими средствами РЭБ по навигационной аппаратуре морского и воздушного базирования проводятся по сценариям показанными (варианты) на рисунке: по дате (1), времени (2), скорости (3), широте (4), долготе (5), курсу (6) и высоте. Кроме того, спуфинговые атаки ГНСС могут быть: cинхронизация ложного сигнала по коду, уровню мощности и доплеровскому сдвигу; генерация ложного сигнала на одном или нескольких каналах с требуемой динамикой; точная синхронизация шкал времени имитатора и реальной ГНСС. Атаки способны быть проведены от одного, трех и более средства РЭБ. Число комбинаций спуфинговых атак может составлять более 2900 и имеют возможность продолжаться от одного часа до нескольких суток. Спуфинговая атака имеет высокую боевую эффективность и не имеет возможности подавления существующими адаптивными антеннами решетками типа Комета М (Патент России № 179 926)/Комета Р8. Для отражения спуфинговых атак и помех средств РЭБ необходимо использовать помехоустойчивую навигационую аппаратуру (Патент России № 230 964). В связи работой средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в акваториях Балтийского и Азово-Черноморского морей, портовые системы управления движением судов (СУДС) не обеспечивают должного уровня безопасности мореплавания. При работе средств РЭБ не обеспечиваются основные функции СУДС: контроль за движением судов и, как следствие, это приводит к нарушению «Положение о системах управления движением судов» Министерства транспорта РФ от 1 августа 2002 г. АИС содержит транспондеры (приемо-передатчики) с встроенными приемниками глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС), установленные на морских судах, не позволяют предавать судам навигационную информацию в портовые центры СУДС в акваториях Балтийского и Азово-Черноморского морей из-за работы средств РЭБ. Таким образом, центры СУДС осуществляют неполноценную обработку информации и взаимодействие с морскими судами, что не обеспечивает безопасность мореплавания и судоходства в акваториях Балтийского и Азово-Черноморского морей.
|
---|