В.М. Владимиров. Портал Демир-Капы,1936. Холст, масло. 55 х 71. Дата и подпись внизу справа. 

Впервые уникальная картина Владимира Михайловича Владимирова " Портал Демир-Капы", ученика А. Куприна, И. Машкова и Р. Фалька, была представлена широкой публике на аукционе в галереи "СОВКОМ" (аукцион 4 февраля 2006 года). Никто из посетителей аукциона не мог оценить романтика крымской истории. Мельчайшие детали "Портала Демир-Капы" были перенесены на холст, сохраняя уникальную историю и малейшие архитектурные тонкости, которые, как показало время, будут уничтожены временем и людьми. Глянцевые журналы, такие как, например, Esquire , QG , Playboy & Cosmopolitan не будут рассказывать о всех тонкостях мира архитектуры и живописи.

 3 - Фрагмент картины Портал Демир-Капы в Ханском дворце Бахчисарая. 4 - Наши дни (2020 год)

Великий князь московский Иван III пригласил итальянских мастеров для украшения Кремля и строительства соборов. По просьбе Ивана III Менгли-Гирей должен был дать охрану Алевизу и его подмастерьям для сопровождения через Молдавию в Москву. Но Менгли-Гирей взял в плен зодчего Алевиза вместе с русским посольством, и с 1503 г. по сентябрь 1504 г. мастер пребывал в Крыму, работая над украшением Бахчисарайского дворца. Затем Менгли-Гирей отпустил итальянского мастера.

Портал Демир-Капы - замечательное украшение дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через который послы и знаменитые купцы попадали в Посольский дворик. Название " Demir Qapı " с крымскотатарского языка переводится как " железная дверь" (крымскотат. demir  - железо, железный, крымскотат. qapı - дверь). 

"Небольшую дубовую дверь, обитую полосами кованого железа, обрамляет пышный резной портал; по обе стороны его пилястры с коринфскими капителями, на них покоятся архитрав, орнаментальный фриз и карниз. Над карнизом возвышается полукруглый тимпан с вписанным в него кругом, акротериями по углам карниза и над тимпаном, изображающими некое растение, с цветами аканта, лотоса, дубовыми листьями. Тончайшая резьба, покрывающая все детали портала, точный рисунок и мастерское сочетание всех элементов орнамента и его архитектурных деталей, делают портал выдающимся произведением в духе Высокого Возрождения.


Ф.И.Гросс, Ханский дворец в Бахчисарае, 1830 годы, литорграфия

Время неумолимо. Крымская земля изменилась за 80 лет, и новое поколение российских бизнесменов пытается обмануть время. Портал 2020 года уже не имеет скамеек на которых послы, прежде чем войти во дворец, должны были отдохнуть в тени и привести свои помыслы в порядок. Как писал турецкий путешественник Эвлии Челеби о ханском дворце: "глядя на Бахчисарай, путник кладет палец на уста и лишается мыслей". Скамьи, которые были уничтожены новым поколением реставраторов, малоизвестны на Востоке, где для сидения обычно использовались постеленные на землю ковры.

Обратите внимание на то, что архитектор Алевиз, разместил у Портала две крепкие скамьи и перила, тем самым предоставив возможность послам и знатным купцам укрыться  от жаркого крымского солнца. Это сегодня скамейка не являются интерьером дома. А в то далекое время, скамейка занимала видное место в интерьере богатых домов рядом со столом. Именно в этом и была заложена идея архитектора. Именно этого никто не видит из современных многочисленных посетителей. Ножки скамеек изготовлены из цельной доски. Скамьи имели открытые спинки, а в качестве украшения скамьи служили расписные перила.

По всему периметру верхнего яруса стен Портала проходит широкая арка, поддерживаемая колоннами. Византийская роспись колонн сегодня исчезла и можно философски утверждать: ничто не вечно, ничто не может сохраниться в абсолютно неизменном виде на протяжении долгого времени.

В 1944 году дворец был разрушен. Восстановленные постройки практически все являются современными, которые не точно повторяют внешний вид 16-19 веков. Тем ценнее картина Владимирова, который оценил в 1936 году историческую ценность Портала архитектора Алевиза и запечатлел его фрагменты в том виде, в котором они пребывали перед второй мировой войной. Профессиональный архитектор Владимир Владимиров,  который окончил архитектурный факультет Института гражданских инженеров, оставил в наследство потомкам Портал архитектора Алевиза.

Уникальная картина Владимира Владимирова может служить основой для реставраторов, архитекторов, строителей - всех, кто заинтересован в восстановлении исторических памятников. А для антикваров и любителей искусства работы русского художника В.М. Владимирова без преувеличения  - уникальная находка свидетельство интереснейших событий сохранившее дух далеких-далеких легендарных времен.

Провенанс

Картина "Портал Демир-Капы" (1936) была подарена 10 сентября 2005 года на день рождения С.А. Мосиенко дочерью Светланой Владимировной Владимировой (1927-2014)  художника Владимира Михайловича Владимирова (1886-1969). Работа опубликована в каталогах аукционного дома "Совком"  № 9 от 10.12.2005 (Лот  7). Стр. 7 и аукциона № 130 от 20.09.2012 . Лот 17 Стр. 5. Картина упомянута в статье Натальи Розиной Бахчисарай. Взгляд сквозь время. Взгляд Художника //  Журнал Миллионер. Март-апрель 2005. С. 40-45 и статье С.А. Мосиенко Взгляд сквозь время: портал Демир-Капы в Бахчисарае //Молодой ученый. 2020 - №38. C.208-210